Тренажёры

Упражнение аплодисменты. Игры, направленные на сплочение группы

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: сплочение группы.

Описание игры: играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

«Торт на день рождения»

Цель : развивать чувство общности и принадлежности к группе, устанавливать контакт друг с другом.

Описание игры: я хочу предложить вам игру, которая называется «Торт на день рождения». Все дети смогут поучаствовать в ней и испечь необыкновенный торт.
Сядьте на пол кружком. Представьте, что наш круг – это миска, где смешивают все продукты для торта. Ну-ка подумайте, что нужно для теста. Чтобы торт был вкусным, нам нужна пара яиц. Кто из вас хочет ими быть? Будьте яйцами, которые разбили в миску, и ложитесь посередине на пол. Что еще нам нужно для торта?..
(Пусть дети будут разными продуктами. Спрашивайте, кто хочет быть, например, мукой, молоком, сахаром, изюмом.) Те, кто присоединяется к «тесту», должны позаботиться о том, чтобы все продукты были хорошо перемешаны.
Один или два ребенка будут свечками на торте. («Зажгите» их радостно и проговорите хором заранее подобранные вами короткие стихи, подходящие к такому уникальному торту на день рождения.).

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Описание игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.

Игра «Газета»

Цель: сплочение группы.

Описание игры: на пол кладется газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо детей. (Для этого надо обняться, уменьшив таким образом физическую дистанцию.)



«Квадрат»

Цель

Описание игры: все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:
- Квадрат пошел влево - квадрат идет влево.
- Квадрат садится - квадрат с криками и воплями пытается сесть.
- Квадрат прыгает - квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.
И так далее.

Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель : формирование групповой сплоченности.

Описание игры: воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы

"Паутина"

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы.

Описание игры: некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это - проблема.
В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех детей группы.
Все дети садятся в круг. Ведущий берет в руки клубок ниток.
Предлагает детям назвать свои имена. Каждый участник называет свое имя, при этом разматывая клубок. В итоге получается паутина, которая связывает всех ребятишек.
Паутина эта необычная, "волшебная". Каждому ребенку достается кусочек паутинки, который можно надеть на руку в качестве браслета

«Заколдованная тропинка»

Цель: научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

Описание игры: один из детей – ведущий. Он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.

Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в ёлочку. Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

«Я хочу с тобой подружиться»

Цель игры : сплочение,

Описание игры: Из участников игры выбирается водящий‚ который произносит слова: «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.

«Клубочек»

Цель: развитие внимания к сверстникам. Создание эмоционального положительного фона.

Описание игры: дети сидят на стульчиках. В руках у ведущего клубок пряжи. Намотав вокруг пальца нитку, он говорит:

Покатись клубочек по дорожке.

Расскажи клубочек нам немножко

Про Ванюшу, Таню и Наташу.

Про детишек всех красивых наших.

Затем передаёт клубочек ребёнку, сидящему рядом, и предлагает ему рассказать о себе: Например, какое у него сегодня настроение. Темы могут быть разными.

«Встаньте, все кто…»

Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки и т.д.» Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.

«Игра-приветствие с колокольчиком»

Цель игры : настраивание детей на доброжелательный лад.

Описание игры: дети стоят или сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них. Звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Здравствуй, Саша, мой дружок!» после этого, Саша берёт колокольчик и идёт приветствовать другого ребёнка. Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.

«Коридор приветствий»

Цель игры: предоставление детям возможности почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.

Описание игры: Дети встают в две шеренги лицом друг к другу. Образуя между шеренгами коридор. Ребёнок, который находится с краю любой из шеренг, начинает медленно проходить по коридору. Дети приветствуют его так, как будто бы он – знаменитая личность: машут ему руками, кланяются, аплодируют, кричат: «Ура!» и т. Д. как только первый ребёнок дойдёт до середины, следующий ребёнок с краю шеренги начинает двигаться по коридору в том же направлении. Так продолжается пока все дети не пройдут через «Коридор приветствий»

Запрещается дотрагиваться до того, кто идёт по коридору.

«Ток»

Цель: установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: дети встают в круг, держась за руки, и передают по кругу ток (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).

«Радио»

Цель: развитие внимания к сверстникам.

Описание игры: дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

«Сочиняем сказку»

Цель игры : научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам.

Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий выбирает какую-нибудь маленькую игрушку и начинает рассказывать сказку, например: «Жил-был

маленький зайчик. Он больше всего любил...» На этих словах рассказчик передает игрушку следующему участнику. Тот продолжает начатую фразу и историю. Если дети затрудняются придумывать продолжение, можно немного подсказать им, например: «Он жил с …», «Однажды он решил отправиться...» и т. п‚

Примечание. Взрослому важно поддерживать неуверенных в себе детей, стараться, чтобы каждый ребёнок сказал хотя бы одно слово.

«РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ!»

Цель : научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

Описание игры: дети с воспитателем делают тесный кружок - это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже - кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

«Хромой ведет слепого»

Цель: установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: хромому подвязывают ногу веревкой. У слепого глаза завязаны повязкой. На полу - газетные обрывки («трясина»), стулья («препятствия»). «Хромой» должен провести «слепого» так, чтобы тот не попал в трясину и не наткнулся на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых».

  • НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Упражнение «Аплодисменты по кругу» 2

Цель: эмоциональная разрядка.

Время проведения - 5 мин.

Ведущий: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее». Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Рефлексия

Цель: получение обратной связи о занятии

Время проведения - 5 мин.

Проведение осуществляется по стандартному сценарию.

ЗАНЯТИЕ № 2
«Плюсы и минусы ЕГЭ. Объективный взгляд на экзамен» (продолжение)

Цель: Развитие объективного отношения к экзамену.

Разогрев. Упражнение «Приветствие без слов»

Цель: настрой на занятие, развитие коммуникативных умений.

Время выполнения - 5 мин.

Учащимся предлагается поприветствовать друг друга без слов, используя язык движений и жестов.

Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: побудить участников к откровенному разговору, создание доверительной атмосферы на занятии.

Время проведения - 10 мин.

Необходимые материалы: карточки с незаконченными предложениями.

Примерное содержание карточек: Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах.; Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам.; Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов.; Откровенно говоря, когда я прихожу домой.; Откровенно говоря, когда у меня свободное время.; Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку.; Откровенно говоря, когда я волнуюсь.; Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями.; Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах.

По окончании выполнения задания проводится анализ: «Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?»

Упражнение «Самое трудное»

Цель: активизировать учащихся.

Время проведения - 5 мин.

Необходимые материалы: мяч.

Ведущий показывает мячик и предлагает участникам следующее задание: «Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене - это...» и бросить мяч любому другому человеку».

Упражнение-игра «Казнить нельзя помиловать»

(упр. «Обвинение и защита» В. В. Петрусинского в модификации автора программы)

Цель: формирование разностороннего взгляда на ситуацию экзамена, развитие уверенности.

Время проведения - 40 мин.

Необходимое оборудование: бумаг, ручки, «портрет обвиняемого» (из упр. «Две стороны»)

Для этой игры необходимо разделить учащихся на две команды, одна из которых будет представлять сторону защиты, другая сторону обвинения. Каждая команда направляет из своего состава по 2 человека в состав «Верховного суда».

Ведущий сообщает о том, что открыто судебное заседание над ЕГЭ, на котором нужно определить его дальнейшую судьбу (личность обвиняемого - рисунок «Образ ЕГЭ» размещен на стене или доске). Далее сообщается суть обвинения (например: портит отношения, вызывает тревогу, но также имеет опыт новых методов, современен и т.д.). Задача группы «обвинителей» делать упор на негативные черты обвиняемого. Задача «защиты» найти положительное объяснение этим чертам, высказать свое мнение по поводу сделанного обвинения. Обе команды должны быть предельно аргументированы. Члены верховного суда могут задавать вопросы той или иной стороне. В прениях каждая сторона озвучивает свою версию приговора (постановкой запятой в фразе). В итоге после совещания члены верховного суда оглашают окончательный приговор ЕГЭ. В зависимости от этого участникам предлагается либо «казнить» (разорвать), либо «помиловать» (оставить на видном месте и написать пожелания). После завершения игры проводится обсуждение чувств, которые участники испытывали в процессе игры, отношения к ЕГЭ, трудностей.

Упражнение «Баржа»

Цель: снятие напряжения

Время проведения - 5 мин.

Необходимое оборудование: мяч.

Участникам предлагается, бросая мяч друг другу «наполнить» баржу тем, что способствует исполнению любых желаний. Это могут быть предметы, события, явлениями и умения и пр.

Упражнение «Мечты и цели»

Цель: настроить на успех.

Время проведения - 15 мин.

Ведущий задает участникам вопрос о том, одинаковым ли являются понятия желание и цель, и если нет, то в чем различия? После высказываний мнений участников ведущий предлагает участникам посидеть несколько мгновений в тишине и подумать о том, чего бы каждый из них хотел? Каждый записывает свои цели и пять шагов, которые помогают их достичь. Далее предлагается без слов, с помощью мимики и жестов , рассказать об этом. Задача остальных других догадаться, о чем идет речь.

По окончании упражнения проводится анализ: Трудно ли было выбрать цель? Какими являются ваши цели посильные достижимые, слишком глобальны или наоборот мелкие?

Рефлексия.

Цель: получение обратной связи от участников группы.

Время проведения - 5 мин.

Проведение осуществляется по стандартной схеме.

Завершение. Упражнение «Нарастающие аплодисменты»

Цель: снятие усталости, позитивный настрой.

Время проведения - 5 мин.

Ведущий предлагает участникам поблагодарить участников особыми аплодисментами. Все по очереди, по одному присоединяются к нему. Сначала хлопаем по ладони одним указательным пальцем. Как только весь круг присоединился, хлопки начинаются двумя пальцами, на третьем круге тремя и т.д.
ЗАНЯТИЕ № 3

Цель: Формирование самоанализа и позитивного самовосприятия.

Вводная часть - 5 мин.

Ведущий: «Эмоции играют большую роль в жизни каждого человека. Все мы грустим, радуемся, огорчаемся, восхищаемся, злимся, тревожимся или веселимся - все это проявления эмоций.

Эмоции можно «ощущать» - т.е. обычно мы можем описать, что происходит с нашим телом, когда у нас возникают сильные чувства: мы можем покраснеть, почувствовать, покалывание в сердце, ощутить пустоту в животе и т.д.

Чувства не бывают плохими или хорошими - это часть нас самих. Однако они могут влиять на наши поступки. Один человек, испытывая тревогу и беспокойство по поводу предстоящего экзамена, будет очень тщательно к нему готовиться и сдаст хорошо. Другой же, напротив, настолько расстроится из-за боязни плохо сдать экзамен, что забудет элементарные вещи, о которых все знают, и он в том числе.

Эмоции оказывают большое влияние на наше поведение, поэтому очень важно знать, чем отличаются эмоции (или чувства) от мыслей и действий (поведения).

Что делает человек в той или иной конкретной ситуации, как он определяет свое состояние - «я думаю», «я чувствую» или «я делаю»? И сегодня наше занятие будет посвящено как раз этому.»

Упражнение «Контуры тела» 4

Цель: осознание связи эмоций с телесными ощущениями .

Время проведения 15 мин.

Необходимые материалы: лисы со схематическим изображением контуров тела (на каждого участника)

Учащимся раздаются листы с изображением 4 силуэтов человеческого тела, и предлагается вспомнить и отследить свои телесные ощущения 4 эмоций (злость, страх, грусть, радость), обозначить их на контурах тела цветом, наиболее подходящим данной эмоции. После выполнения упражнения проходит обсуждение сходств и различий локализации телесных ощущений у учащихся. Они визуально могут увидеть зоны соматически подверженные риску при наличии нескольких отрицательных эмоций на одну область.

Упражнение «ПЧМ»

Цель: формирование умения различать поведение, мысли, чувства

Время проведения - 10 мин.

Необходимые материалы: листы со списком ситуаций, ручки.

Учащимся выдаются листы со списком ситуаций, и предлагается разделить их на три категории: «Мысли», «Чувства», «Поведение», обозначив ситуации так: «я думаю», «я чувствую», «я делаю»:

Список ситуаций : Ты пробуешь разные способы решения уравнения; Ты радуешься хорошей отметке; Ты волнуешься перед экзаменом; Ты отвечаешь на вопросы теста; Ты решаешь, куда пойти учиться; Ты едешь с инструктором в учебном автомобиле; У тебя потеют ладони, когда ты здороваешься с девушкой; Ты обедаешь в столовой; Ты выбираешь компьютерную игру в магазине; Ты моешься в душе; У тебя холодеет спина при мысли о визите к стоматологу; Ты включаешь свет в комнате; Ты бежишь по дорожке стадиона; Ты решаешь, как лучше обогнать бегущего впереди; Ты злишься, что он тоже «прибавил ходу»

По окончании выполнения задания проводится обсуждение.

Упражнение «Эмоциональный барометр» 3

Цель: осознание причин возникновения отрицательных эмоций, формирование умения осознавать свои эмоциональные состояния

Время проведения - 15 мин.

Необходимые материалы: цветные карандаши, листы с изображением барометра.

Ведущий зачитывает примеры различных ситуаций, а учащиеся отмечают цветным карандашом соответствующее состояние.

Виды эмоций : Растерянный; Недовольный; Злой; Гневный; Расстроенный; Испуганный; Радостный и т.п.

Примеры ситуаций : 1. Ты не готов к уроку, а тебя вызвали отвечать; 2. Друг подвел тебя в важном деле; 3. Мама купила тебе то, о чем ты долго мечтал ; 4. Поссорился с девушкой; 5. Опаздываешь на занятия и т.п.

По завершении упражнения проводится обсуждение: Легко ли было определиться с чувством, которое у вас возникает в той или иной ситуации?

Ведущий: «Мир наших чувств сложен и противоречив, поэтому нам бывает трудно в них разобраться, и нам бывает трудно их выразить».

Упражнение «Волна»

Цель : развитие умения различать силу и «качество» эмоции

Время проведения - 15 мин.

Ведущий задается слово, обозначающее эмоцию, участники по кругу называют различные «качества» этой эмоции:

Печаль - тихая, легкая, светлая

Горе - глубокое, страшное, неизмеримое, опустошающее, убивающее

Счастье - тихое, светлое, большое, дурманящее, опьяняющее

Если характеристики эмоции исчерпаны, ведущий называет следующую эмоцию, и работа круга возобновляется с того участника, на котором остановились.

После выполнения упражнения проводится обсуждение какую эмоцию было сложнее всего описывать и почему.

Упражнение-релаксация «Солнце» 6

Цель: расслабление, снятие напряжения.

Время проведения 5-7 мин.

Сядем, расслабимся, закроем глаза, ощутим, как приятное тепло разливается по нашему телу. Представьте себя на пляже на рассвете. Море почти неподвижно, гаснут последние яркие звезды. Ощутите свежесть и чистоту воздуха. Посмотрите на воду, звезды, темное небо.

Некоторое время вслушивайтесь в предрассветную тишину, в неподвижность, пропитанную будущим движением. Темнота медленно отступает, и цвета меняются. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем вас касаются первые лучи солнца. И вы видите, как оно медленно поднимается из воды.

Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, вы видите, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от вас к самому его центру. Вода теплая, приятная, и вы решаете войти в нее.

Медленно, наслаждаясь, вы начинаете плыть в окружающем вас золотом сиянии. Вы ощущаете соприкосновение тела с водой, полной искрящегося света. Вы чувствуете, как легко вам плыть, и наслаждаетесь движением по морю.

Чем дальше вы плывете по морю, тем меньше сознаете окружающую вас воду, и тем больше становится вокруг света. Вы чувствуете, что окутаны благотворным проникающим в вас светом. Теперь ваше тело купается в животворной энергии солнца. Ваши чувства проникнуты ее теплом. Ваш ум озарен ее светом. Вы возвращаетесь, одновременно сохраняя в себе частичку тепла и света . Открываем глаза.

Упражнение «Рисунок своего состояния»

Цель: закрепление положительного эмоционального состояния.

Время проведения - 15 мин.

Необходимые материалы: карандаши, листы бумаги.

Учащимся предлагается нарисовать свое состояние после выполнения упражнения «Солнце».

Рефлексия

Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем занятии.

Время проведения - 5 мин.

Подводится итог занятия. Ведущий задает вопрос: «Что важного, интересного, полезного было для вас на этом занятии?»

Завершение. Упражнение «Хвастунишка» 4

Цель: снятие напряжения после занятия, создание позитивного настроения.

Время проведения - 5 мин.

Необходимое оборудование: мяч.

Учащимся предлагается по кругу, бросая мяч, похвастаться: «Я самый, я лучше всех».

ЗАНЯТИЕ № 4

«Как справляться со стрессом и владеть собой» (продолжение)

Цель: повысить уверенность в себе, в своих силах; актуализация внутренних ресурсов.

Разогрев. Упражнение «Я люблю, Я могу, Я хочу...»

Цель: положительный настрой, повышение самооценки.

Время проведения - 5 мин.

Необходимые материалы: мяч

Участникам предлагается, передавая по кругу мячик, закончите фразу «Я люблю.», затем «Я хочу.», и наконец, «Я могу.».

По окончании проводится анализ: « Трудно ли было говорить о себе? Как вы себя чувствовали, когда говорили о себе?

Тест «О правилах и процедуре проведения ЕГЭ». 8

Цель: в простой и эмоционально комфортной форме проверить степень знакомства с процедурой проведения ЕГЭ.

Время проведения - 15 мин.

Инструкция: «Очень важно хорошо ориентироваться в правилах и процедуре проведения ЕГЭ. Вам предлагаются вопросы, касающиеся правил ЕГЭ. Из нескольких вариантов выберите правильный ответ» (Приложение 1).

Мини-лекция «Уверенность на экзамене»

Цель: формирование уверенного поведения во время экзамена.

Время проведения - 5 мин.

Ведущий: «Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах. Мы уже говорили с вами о том, каким образом можно справиться с состоянием тревоги во время экзамена. Сегодня мы узнаем, что еще помогает чувствовать себя уверенно. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техник самоподдержки и релаксации, которые мы будем осваивать. Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя уверенно, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации».

Упражнение «Мои ресурсы»

Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Время проведения - 1 5 мин.

Ведущий: «Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может помочь мне на экзамене?». Напротив каждой своей сильной стороны вы можете написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения».

Упражнение «Образ уверенности»

Цель: показать учащимся, как можно усилить свое ощущение уверенности.

Время проведения - 5 мин.

Рисунок «Символ уверенности»

Цель: закрепление ощущения уверенности.

Время проведения - 15 мин.

Необходимые материалы: карандаши, бумага.

Ведущий: «Нарисуйте символ (образ) уверенности, о котором мы говорили во время предыдущего упражнения». После окончания работы необходимо попросить участников показать рисунки и кратко рассказать о них.

По окончании выполнения проводится анализ: «Что было легко, а где почувствовали трудности? Как этот символ может помочь?». Если дети сами не скажут, им нужно подсказать, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности.

Упражнение «Декларация самоценности». 9

Цель: повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.

Время проведения - 10 мин.

Ведущий: «Я сейчас прочитаю вам «Декларацию моей самоценности». Это своеобразный гимн уникальности человека. «Я - это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня - это подлинно мое, потому что именно Я выбираю это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить,- вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя , Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что- то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя. Я - это Я, и Я - это замечательно!».

После прочтения проводится анализ: «Как вы себя чувствуете? Поделитесь с участниками группы своим настроением, душевным состоянием. Что дало вам это упражнение?»

Рефлексия

Цель: подведение итогов занятий.

Время проведения - 5 мин.

Ведущий: «Что для вас было наиболее интересным и важным на сегодняшнем занятии? Будете ли вы полученный опыт (знания) применять в жизненных ситуациях?»

Завершение. Упражнение «Прощай напряжение!»

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Время проведения - 7 мин.

Необходимые материалы: газеты.

Участниками предлагается скомкать газетный лист, вложив в это все свое напряжение. Сделать комок как можно меньше и по команде одновременно всем бросить комок в цель на доске . По завершении упражнения проводится анализ по следующим вопросам: « Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы со своим напряжением? Ваши ощущения до и после упражнения».

ЗАНЯТИЕ № 5

«Как справляться со стрессом и владеть собой» (продолжение)

Цель: познакомить выпускников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Разогрев. Упражнение «Передача хлопка»

Цель: настроить учащихся на активную работу.

Время проведения - 5 мин.

Участникам предлагается по очереди друг за другом хлопнуть в ладони, не делая пауз.

Упражнение «Состояние тревоги и покоя»

Цель: дать возможность учащимся ощутить себя в ситуации тревоги, обратить внимание на свое самочувствие в этой ситуации.

Время проведения - 7 мин.

Участникам предлагается закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как каждый выпускник ощущает себя в ситуации тревоги. Затем участникам предлагается вспомнить ситуацию, в которой они не волнуются, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.

По завершении этого упражнения нужно обсудить его результаты и составить «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Необходимо обратить особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие - расслабленностью.

Мини-лекция «Как справиться с тревогой»

Цель: информирование, получение опыта

Время проведения - 5 мин.

Ведущий «Беспокойство - одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги. Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания. Ещё справиться с тревогой помогает медитация. По сути, медитация - это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие».

Тренинг развития сплоченности школьного коллектива:

«Единение коллектива – есть сила».

Педагог-психолог

Кремнева Н.В.

«Нет того, что мы хотим,

есть то, к чему мы можем приспособиться»

М.Жванецкий

Пояснительная записка.

Коллектив, это не просто группа людей, не зависимо от возраста, как детей, так и взрослых, а это люди, объединенные каким то целями, задачами. Желающие достичь результата в развитии интересующего их дела.

Класс для школьника это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.

Отношение в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материалов.

Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

Цель: развитие сплоченности коллектива, хороших межличностных отношений, демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.

Задачи:

    создание доверительной атмосферы для общение в группе,

    создание благоприятного социально-психологического климата;

    формирование навыков совместной деятельности;

    развитие толерантного отношения друг к другу;

    развития чувства Мы, внутреннего единства группы.

Программа тренинга рассчитана на учащихся 5-10 классов, так как именно в этих классах отмечаются наиболее конфликтные отношения между подростками, «борьба» за лидерство. Начинается определенный «кризис сплоченности» - это соответствует возрастным особенностям подростков. В 12 – 15 лет основной потребностью и ведущим типом деятельности является общение со сверстниками.

Программа занятий осуществляется в форме активного общения психолога и учащихся.

Благодаря данной программе тренинга, дети учатся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития, формируются навыки установления контакта, невербального общения, повышается сплоченность в группе, развиваются навыки взаимодействия в коллективе. После упражнений проводится обсуждения. Участники делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали в той или иной роли.

Благодаря занятиямсоздается благоприятный климат отношений в ученическом коллективе.

Предварительная подготовка: разработка конспекта, подготовка демонстративного и раздаточного материала, аудиосредства.

Количество участников: до 20 человек.

Тренинг рассчитан на 12 часов и включает в себя два занятия по 6 часов.

День1.

Ход занятий.

Занятие 1. Знакомство и разминка.

Упражнение «Необычное имя».

Ведущий предлагает участникам взять бейджики и фломастеры, на них написать свое имя и изобразить к нему рисунок. По готовности группы каждый участник рассказывает о своем имени.

Упражнение "Наши имена" .

Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя в той форме, которая ему самому особенно нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает за этим.

Упражнение «Нетрадиционное приветствие».

Ведущий предлагает участникам поздороваться, вам сейчас необходимо хаотично передвигаться по комнате. При встречи вы приветствует друг друга следующим образом:

    улыбкой;

    кивком головы;

    глазами;

    посредством рукопожатия;

    прикосновения плеча к плечу;

    прикосновения коленка к коленке;

    прикосновения пятка к пяточке.

Упражнение «А я еду...»

Цель: разрядка участников, расслабление.

Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Упражнение «Построимся»

Цель: Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?»Дается задание участникам построиться по росту, по цвету глаз от светлых до темных, по цвету волос от темных до светлых, по месяцу рождения. По окончании каждого построения происходит проверка правильности выполнения упражнения

Рефлексия: Легко ли вам было выполнять данное упражнение, что вы чувствуете?

Упражнение «Импульс по кругу».

Ведущий. Сейчас я прошу вас сесть в круг. Руки положите на колени соседей. Один из вас «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен бать передан как можно быстрее и вернуться по кругу к своему автору. Порошу вас встать и держаться сзади за руки. Один из вас, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательных быстрых коротких или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору.

Правила группы.

Ведущий. Прежде чем мы перейдем к основной работе, я хотела бы, чтобы мы обсудили с вами правила поведения в группе: доверительный стиль общения; называть друг друга по имени; уважение другого человека, его мнения, чувств; конфиденциальность всего происходящего в группе; правило активного участия; уважение к говорящему, принцип активного слушания; общение по принципу «здесь и сейчас».

Основная часть.

Упражнение «Паутинка».

Цель:Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это - проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.

Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой (клубок цветной шерсти). Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей(постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика). Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." Например, я говорю: "Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс". Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше...

Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".Постепенно "паутина" будет расти и заполняться.

Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Рефлексия: Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям? Что-нибудь удивило тебя в этой игре.

Упражнение «Рисунок чувства».

Цель: Умение выразить свои чувства. Эмоциональный настрой группы.

Ведущий участникам группы раздает листочки и карандаши. У вас есть листочки, на них нарисуйте или изобразите чувство которое вы испытываете сейчас (в данный момент) в течение 7 минут. По истечению времени участники показывают свои рисунки. Группа по изображению на листочке должна догадаться, какое чувство в данный момент испытывает участник группы.

Рефлексия: Легко ли вам было выразит свое чувство?

Упражнение «Молчанка»

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Ведущий делит группу на пары. Сядьте рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. Во время рисования нельзя разговаривать. На рисунок вам отводится 15 минут.

Рефлексия: Что вы нарисовали, работая в паре?Сложно ли вам было рисовать молча и пришли ли вы к единому мнению со своим партнером?

Упражнение «Пазлы».

Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.

С помощью ведущего группа делится на команды и каждой команде выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды –правильно собрать картинку.

Рефлексия: Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания?

Упражнение «Живая пирамида».

Цель: Развитие умений совместного взаимодействия, способствовать приобретению опыта готовности слиться с группой ради выполнения общей задачи.

Ведущий предлагает построить живую пирамиду участникам группы, но необходимо соблюсти ряд условий:

    ее вершина должна быть выше самого высокого участника группы;

    каждый участник группы должен быть ее частью, но в то же время пирамида должна бать устойчива, то есть простоять не менее 30 секунд.

Рефлексия. Как вы себя чувствуете, бы ли сложности при построении пирамиды?

Упражнение «Опустить предмет».

Цель : Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ведущий дает участникам группы гимнастический обруч и просит держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук.

Задача участников , опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, действие выполняется участниками с начало.Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Рефлексия: Что вы испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Интервью».

Ведущий предлагает каждому участнику группы на листочке написать свое имя и фамилию, все листочки складывают в коробку, перемешивают, затем все члены группы вынимают по одному листочку. Задача каждого участника – взять интервью у того, листочек с чьим именем ему достался. Право выбора задаваемых вопросов остается за игроком. Время на интервью одного человека – 5 мин. По завершению интервью, все садятся вкруг и по очереди рассказывают о том человеке, которого опрашивали. Содержание своего рассказа участник определяет сам: он может рассказать все услышанное, а может лишь некоторую информацию.

Рефлексия: Ваши чувства и ощущения в данный момент? Что помогало при выполнении задания?

Заключительная часть

Упражнение «Аплодисменты».

Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Быть может, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение. У вас замечательный коллектив, и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из участников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты.
Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются…»

Рефлексия. Какие чувства вы испытывали в ожидании аплодисментов?

Что чувствовали, когда аплодисменты звучали для вас?

Вот и подошло к концу наше с вами занятие, мы хорошо потрудились, благодарю вас за активность и доверие. Спасибо. До новой встречи.

День 2.

Ход занятий.

Занятие 2. Приветствие, закрепление знакомства, разминка.

Упражнение «Ассоциация ».

Цель: закрепление знакомства с участниками группы.

В течение двух минут вам необходимо подобрать ассоциацию к своему имени и отчеству. По готовности группы каждому участнику предоставляется слово.

Рефлексия: Легко ли вам было найти ассоциацию, ваши ощущения.

Упражнение «Портрет товарища».

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.

Ведущий предлагает участникам рассчитаться на первый и второй, первые становятся на против вторых, поворачиваются спиной друг к другу. Каждый участник описывает одежду своего партнера (цвет волос и глаз). Затем описание сравнивается с оригиналом.

Рефлексия: ваши ощущения при выполнении задания?

Упражнение «На что похоже настроение?»

Цель: эмоциональный настрой группы.

Ведущий предлагает всем встать в круг. Участники по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше ведущему: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Ведущий обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное и т.д. настраивая группу на дальнейшую работу.

Упражнение «Мне нравится…»

Ведущий. Вы сейчас, по кругу обратитесь к соседу, сидящему справа, со словами: «Сашенька, мне нравится, что ты…» (мне нравится в тебе то, что ты…).

Рефлексия: Что было самым тяжелым для вас в этом упражнении? Трудно было открыться и принять человека?

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель : узнать друг друга, чем мы похожи, получить больше информации друг о друге.

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Рефлексия: Какие эмоции испытывали во время упражнения?Что нового узнали о других?

Основная часть.

Упражнение «Кто я?».

Ведущий предлагает участникам небольшие листочки и фломастеры.

Участники пишут на них свое имя крупными буквами и складывают в коробку. Затем каждый по очереди вытягивает наугад листок с именем и прикрепляет его на спину своему соседу справа. Задача - выяснить, имя какого участника у тебя на спине. Задавать разрешается только те вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Упражнениерассчитана на группу участников, уже имеющих краткое представление друг о друге.

Рефлексия:Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?

Упражнение «Строители?»

Цель: сплочение коллектива,координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Группа должна, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

квадрат;

треугольник;

ромб;

букву Я;

птичий косяк.

Рефлексия: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

Упражнение «Покажи».

Группа разделяется на команды с помощью ведущего. Каждой команде необходимо с помощью мимики и жестов изобразить:

Оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон;

Крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц;

Букву «А», «К», «Ш», «Р», «Ю».

Рефлексия:Что было легко, что сложно при выполнении задания?

Упражнение: “Сороконожка”

Цель: научить участников группы взаимодействию друг с другом, способствовать сплочению коллектива.

Ведущий предлагает участника встать друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего “Сороконожка” начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, преодолевает различные препятствия. Главная задача – не разорвать единую “цепь”, сохранить “Сороконожку” в целости.

Рефлексия: Ваши ощущения? Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Переправа».

Цель: Сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.

Ведущий выстраивает всех участников в одну колонну. Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. упражнение проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.Если кто-либо из участников нарушает правила в процессе выполнения упражнения, то вся команда начинает снова

Рефлексия:Какие чувства вы испытывали во время упражнения? Что помогало выполнять упражнение?

Упражнение «Фильм-фильм».

Ведущий делит участников на три группы. Теперь вы – это отдельная киностудия, сотрудники которой должны «снять» фильм по мотивам сказки «Красная шапочка».

Первая группа – это американская киностудия, поставившая фильм ужасов.

Вторая – французская, она представляет мелодраму, нежную романтическую историю.

Третья киностудия – итальянская, предлагающая детективный вариант «Красной шапочки».

Каждая группа готовит свой «фильм» для дальнейшей демонстрации согласно теме постановки.

Рефлексия: Понравилась ли вам ваша роль? Какие трудности вы испытывали при выполнении задания? Что вы чувствуете сейчас?

Упражнение коллаж «Дружба».

Цель: установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды.

Участники делится произвольно на команды им выдается лист ватмана. Также выдается набор журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике, ножницы, клей, маркеры, карандаши. Ведущий объявляет тему и поясняет, что подразумевается под коллажем. После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину.

Рефлексия: Какие чувства вы испытываете? Легко ли вам было работать в команде?

Заключительная часть.

Упражнение «... зато ты».

Цель упражнения : создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.

Участникам группы раздаются листы А4, цветные фломастеры или ручки. Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «... зато ты...» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Рефлексия: Легко ли было выполнять данное упражнение, что вы чувствовали?

Упражнение «Подарок».

Цель : положительное завершение тренинга, рефлексия.

Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за плодотворную работу аплодисментами!»

Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Рефлексия : «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

ЛИТЕРАТУРА

    Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога М.: O сь - 89, 2002.

    Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические ос новы субъектного подхода к групповой работе. СПб.: Речь, 2004.

    И.В. Вачков. Основы технологии группового тренинга. М.Изд. «Ось-89», 1999.

    Психологический тренинг в группе: игры и упражнения / Авт.- сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.

5. Ю.А. Голубева, М.Р.Григорьева. Тренинги с подростками. «Учитель», 2009.

Цели: В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодис-ментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодис-менты всего класса. Эта игра - одна из самых любимых практически во всех возрастных группах.

Инструкция: Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Большая психологическая игра:

"Рисунок города"

Цели:

    Развитие творческих способностей;

    Формирование коммуникативных навыков;

    Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

Материал:

    бумага, ватман;

    линейка, ластик;

    фломастеры, карандаши, краски, кисти.

Ход занятия:

    Упражнение «Ритуал приветствия» (5-8 мин.);

    Разминка «Пожелание», «Комплимент»,

«Дружба начинается с улыбки…» (5-8 мин.);

    Упражнение «Рисунок города» (20-25 мин.);

    Упражнение «Аплодисменты по кругу» (3-5 мин.);

    Упражнение «Ритуал прощания» (4-7 мин.).

Игра рассчитана на 3 дня с использованием заготовок сводов моста на третьем занятии.

ДЕНЬ 1

    Упражнение «Ритуал приветствия».

Цель:

Ритуал приветствия вырабатывается всей группой. Ведущий предлагает детям занять места на, предварительно расставленных кругом, стульях.

Психолог:

Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть. И сейчас я хочу предложить вам ребята, чтобы вы придумали смешное приветствие в виде рукопожатия, которое мы будем использовать с вами в ближайшее время. Ведь это рукопожатие будет отличием нашей группы.

Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты , чтобы изобрести, как можно более необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы все легко могли его запомнить, но при этом достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом. Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. И мы выберем то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать на следующей встрече.

    Разминка « Пожелания».

Цель: раскрепощение, повышение доверия и взаимной симпатии, начало сплочения группы.

Участникам предлагается по кругу пожелать сидящему слева соседу что-то хорошее от всего сердца - так, чтобы человек поверил в искренность пожелания. Затем идет:

Обсуждение: кто что почувствовал, дети высказываются.

    Упражнение «Рисунок города».

Цель:

Психолог:

А сейчас ребята, я вам предложу заняться вот каким заданием. Вы должны на ватмане нарисовать город, у каждого из вас будет свой дом. Предварительно вы решите и договоритесь, в каком стиле будет ваш город: деревня, мегаполис(очень крупный город), и т.д. . Если вам понятно задание, можете приступать.

4. Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

Цель: эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия, переживание чувства радости.

Психолог:

Мы отлично поработали сегодня. У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Я начинаю тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из вас ребята. Затем этот участник присоединяется к моим аплодисментам и выбирает из группы следующего, кому мы аплодируем вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику мы дружно аплодируем уже все вместе!!

Таким образом, каждому ребенку предлагается по очереди вступить в общие аплодисменты.

    Упражнение «Ритуал прощания».

Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.

Психолог:

Вот и подошло наше занятие к концу и сейчас мы с Вами совершим один очень интересный ритуал, и это будет наш с вами «Ритуал прощания», который символизирует конец нашей с вами встречи, но это вовсе не означает, что мы не встретимся вновь!!

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу, приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо …(имя участника), до свидания».

ДЕНЬ 2

    Упражнение «Ритуал приветствия».

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми.

    Разминка « Комплименты».

Цель:

Дети, сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу слева, ребенок говорит ему несколько добрых слов, может за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент дальше своему соседу, который находится так же слева от него и так пока не будут сказаны комплименты по кругу всем.

Важно! Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не надо ждать, когда загрустит его сосед, пусть комплимент скажет психолог сам.

    Упражнение «Рисунок города».

Цель: развитие творческих способностей, формирование коммуникативных навыков и умения работать в группе.

Во второй день участники заполняют оставшееся место между домами: рисуют парк, аллеи, фонтаны, театр и т.д., т.е. то что посчитают необходимым.

Идет процесс работы, дети рисуют.

    Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

    Упражнение «Ритуал прощания».

ДЕНЬ 3

    Упражнение «Ритуал приветствия».

Стулья стоят по кругу. Дети начинают приветствовать друг друга, так как они решили в первый день занятий. (см. день 1, пункт 1.)

    Упражнение «Дружба начинается с улыбки...»

Цель: раскрепощение, повышение доверия и взаимной симпатии.

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу слева в глаза и дарят ему, молча самую добрую, какая есть, улыбку. Ребенок, получивший улыбку, продолжает и так по очереди, слева на право до первого участника.

    Упражнение «Рисунок города».

Цель: развитие творческих способностей, формирование коммуникативных навыков и умения работать в группе.

На третий день занятий. Психолог, предварительно закрасив синим цветом, пространство между домами, предлагает детям « ситуацию потопа» , и объясняет им задачу. Участники должны наладить отношения со своими соседями: предварительно договорившись с соседями построить мосты. Необходимо построить мосты ко всем домам.

Идет процесс работы, дети рисуют.

В конце 3-го дня, после завершения процесса рисования, подводятся итоги. Психолог предлагает школьникам обсудить их результат, сам процесс их творчества - "Рисунок города" , они могут высказать свои мысли, впечатления, ощущения от проделанной работы и результата их совместной деятельности, а также своей работы лично. Что им понравилось, а что нет.

Психолог получает обратную связь от детей.

    Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

Это упражнение проводится так же как и в первый день тренинга. (см. день 1, пункт 4.)

    Упражнение «Ритуал прощания».

Это упражнение проводится так же как и в первый день тренинга. (см. день 1, пункт 5.)

Итоговые слова психолога: Я благодарю вас за участие в занятии, давайте все вместе скажем, друг другу «СПАСИБО» и поаплодируем себе Наше занятие окончено. До свидания. До новых встреч!!!